Лабораторная работа №3. Методические указания



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА

УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС №______

от “__” _________ 20 _ г.

проректор по УМР

_______ А.Д.Немцев

Методические указания

К лабораторным занятиям

по дисциплине “Анатомия и морфология человека”

Составил Р.С. Галиев

Тольятти, 2012

ББК 24

Галиев Р.С. Анатомия и морфология человека. Методические указания к лабораторным занятиям. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2012. – 20 с.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 022000 «Экология и природопользование», 020801.65 «Экология» и 020802 «Природопользование».

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Биоэкология

“___” ____________ 20 __г. Протокол №____________

Зав. кафедрой _________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО на заседании научно-методического Совета

специальности_________________________________________________

Протокол №______ от “___” ____________ 20__ г.

Председатель НМС _____________________________________________

Научный редактор: доцент, к.б.н. Е.В.Быков

Утверждено ученым советом ВУиТ от .2012 г.

Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2012.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА

Р.С. Галиев

Анатомия и морфология человека

Методические указания

К лабораторным занятиям

Тольятти 2012

ББК 24

Галиев Р.С. Анатомия и морфология человека. Методические указания к лабораторным занятиям. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2012. – 20 с.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 022000 «Экология и природопользование» и специальности 020801.65 «Экология».

Научный редактор кандидат биологических наук,

доцент Быков Е.В.

Утверждено учебно-методическим советом ВУиТ 26.04.2012 г.

Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2012

Лабораторная работа №1

Скелет туловища

Цель работы: изучить особенности строения костей туловища.

Материал и оборудование: атласы, макет скелета, слепки позвонков, таблицы, карандаши.

Ход работы

1. Изучить отделы и изгибы позвоночного столба по рисункам атласа (рис.16А,Б,В) и макету скелета. Зарисовать рис.16Б (знать следующие фрагменты 8, 10-16).

2. Изучить строение позвонков по рисункам атласа и слепкам. Уметь отличать позвонки разных отделов. Зарисовать рис.17А,Б (1-7, 9,10), рис.19 (2, 4, 6, 8), рис.20А (1, 3, 4, 5), рис.21 (1-7), рис.25Б (3-5, 7, 8).



3. Изучить строение грудины и ребер по рисункам атласа и макету скелета. Знать виды ребер (истинные, ложные, колеблющиеся) и особенности соединения их с позвонками. Зарисовать рис.29 (1-4, 6, 7), рис.30А (1, 2).

4. Знать следующие латинские названия:

позвонок - vertebra

шейные позвонки - vertebra cervicales

грудные позвонки - vertebra thoracicae

поясничные позвонки - vertebra lumbales

крестец - os sacrum

копчик - os coccygis

ребра - costae

грудина - sternum

5. Отчет по рисункам, макету скелета, слепкам позвонков и по латинским названиям.

Лабораторная работа №2

Череп

Цель работы: изучить особенности строения костей черепа.

Материал и оборудование: атласы, макет черепа, таблицы, карандаши.

Ход работы

1. Изучить строение костей черепа по рисункам атласа (рис.31-61) и по макету черепа.

2. Зарисовать и знать следующие компоненты черепа:

- затылочная кость, рис.32 (1, 4, 9, 10), рис.33 (1, 3, 7, 9, 11, 12, 13)

- клиновидная кость, рис.34 (1, 2, 8, 10)

- височная кость, рис.42 (1, 2, 4-6, 8), рис.43 (1, 2, 8, 9)

- лобная кость, рис.38 (1, 2, 5-8)

- решетчатая кость, рис.37Б (1-4)

- верхняя челюсть, рис.46 (1, 7), рис.47 (1, 3, 4)

- нижняя челюсть, рис.49 (1, 2, 4, 6, 8, 10)

3. Знать следующие латинские названия:

череп - cranium

затылочная кость - os occipitale

лобная кость - os frontale

височная кость - os temporale

верхняя челюсть - maxilla

нижняя челюсть - mandibula

4. Отчет по рисункам, макету черепа и по латинским названиям.

Лабораторная работа №3

Скелет конечностей

Цель работы: изучить особенности строения костей конечностей.

Материал и оборудование: атласы, макет скелета, таблицы, карандаши.

Ход работы

1. Изучить строение костей скелета верхней конечности по рисункам атласа (рис.62-69) и по макету скелета. Уметь отличать правую конечность от левой.

2. Зарисовать и знать следующие компоненты скелета верхней конечности:

- лопатка, рис.64Б (3-5, 9, 10)

- ключица, рис.63А (1-3)

- плечевая кость, рис.65А (1-4, 6, 7, 10, 12-16)

- кости предплечья, рис.66А (1-6, 8-13, 15)

- кости кисти, рис.67Б (1-15)

3. Изучить строение костей скелета нижней конечности по рисункам атласа (рис.70-75) и по макету скелета. Уметь отличать правую конечность от левой.

4. Зарисовать и знать следующие компоненты скелета нижней конечности:

- тазовая кость, рис.71 (3, 6, 9-14, 16, 17), рис.72 (4, 7, 8)

- бедренная кость, рис.73А (1-4, 10-12, 14, 15)

- кости голени, рис.74А (1-4, 9-12, 14)

- кости стопы, рис.75 (1-10)

5. Знать следующие латинские названия:

лопатка - scapula

ключица - clavicula

плечевая кость - humerus

локтевая кость - ulna

лучевая кость - radius

кости запястья - ossa carpi

кости пястья - ossa metacarpi

тазовая кость - os coxae

бедренная кость - femur

большеберцовая кость - tibia

малоберцовая кость - fibula

6. Отчет по рисункам, макету скелета и латинским названиям.


7696516592050007.html
7696552718819736.html
    PR.RU™